ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КООРДИНАЦИОНЫЙ СОВЕТ
ПО ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ НАРКОТИКОВ, АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221 83 63, (495) 221 83 64, сайт: www.oprf.ru
_________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
Аналитическая справка
о казахских «пищевых ароматизаторах для хлебобулочной продукции»
в Якутии
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) стала поступать продукция, проходящая по документам как «пищевой ароматизатор для хлебобулочной продукции». При этом продукция является спиртосодержащей – с долей этилового спирта 45%. Фактически, данная продукция, произведенная в Казахстане, является дешевыми аналогами водки и коньяка.
Являясь, в соответствии с требованием ГОСТ, пищевой спиртосодержащей продукцией, она может продаваться без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и не подпадает под ограничения как регионального, так и федерального законодательства в области регулирования оборота алкогольной продукции.
История
2013 год
В 2013 году в Казахстане нелегальное производство спиртосодержащей продукции занимало до 60% объема местного рынка.
В 2013 году основные объемы казахстанской спиртосодержащей продукции завозились в Россию не физическими лицами, а на фурах через не существующую в рамках Таможенного Союза границу (Таможенный Союз с Казахстаном с середины 2011 года).
В 2013 году случаи незаконного ввоза и оборота несертифицированной алкогольной продукции из Казахстана зафиксированы в приграничных районах Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов, а также в Волгограде и Тюмени. В Тюмени казахстанская спиртосодержащая продукция составляла 2/3 от всех продаж.
В целом в 2013 году глубина проникновения несертифицированной спиртосодержащей продукции из Казахстана на территорию России составила до 700 км от российско-казахстанской границы. В российских регионах в 2013 году продано не менее 20 млн бутылок несертифицированной спиртосодержащей продукции из Казахстана. В 2013 году в Татарстане зафиксировано, что дешевые спиртосодержащие заменители из Казахстана составили 90% от всей реализуемой водочной продукции.
В 2013 году эксперты констатировали, что несертифицированные казахстанские спиртосодержащие продукты в ряде случаев представляют опасность для жизни. В 2013 году Ассоциация операторов алкогольного рынка Оренбуржья передала в ГНУ ВНИИПБТ Россельхозакадемии 18 образцов спиртосодержащей продукции казахстанского производства для проведения экспертизы качества продукции. Экспертиза доказала не соответствие требованиям ГОСТа: обнаружено превышение концентрации сивушного масла, присутствие ацетона, посторонних включений и иных неидентифицированных веществ. Специалисты указывают, что производство фальсифицированной спиртосодержащей продукции из Казахстана ведется с использованием непищевого этилового спирта (синтетического, гидролизного, нефтяного).
В 2013 году для производства значительной части нелегальной спиртосодержащей продукции в Казахстане используется не зерновой, а технический спирт, ввозимый разыми путями
из Китая и Азербайджана. Казахский спиртосодержащий продукт в 2013 году продавался в России по 50 рублей.
В 2013 году контрабанду спиртосодержащих жидкостей из Казахстана стимулировал перепад цен в России и в Казахстане. По данным Росалкогольрегулирования, ставка акциза на водку в России в 2013 году составляла 400 рублей (9,5 евро) за 1 литр безводного спирта, в то время как в Казахстане такой акциз составляет 109 рублей (2,6 евро). В 2013 году легальная бутылка водки в Казахстане стоила 70–80 рублей, а в России – 170-180 рублей.
В 2013 году цена казахстанской спиртосодержащей продукции в среднем была в 5-6 раз ниже российской водки.
2014 год
В 2014 году в приграничных с Казахстаном областях России зафиксирован массовый ввоз дешевой казахстанской «спиртосодержащей продукции» в сибирский и уральский регионы.
В 2014 году Геннадий Онищенко указывал, что «Алтайский край, Омская и Оренбургская области буквально захлебнулись дешёвым казахстанским пиратским «алкоголем».
В 2014 году одним из многих пунктов ввоза спиртосодержащей продукции из Казахстана стал орский пункт пропуска через границу. Официальной статистики о том, сколько спиртосодержащих жидкостей было ввезено в Россию из Казахстана в 2014 году, не существует. По документам, которые декларировались на таможне, в Россию из Казахстана ввозилась «спиртосодержащая жидкость».
В 2014 году на российскую территорию «спиртосодержащая продукция» из Казахстана ввозилась как «товар для личного потребления», затем нелегально сбывалась, как правило, в мелких торговых точках по ценам чуть меньшим, чем в крупных розничных сетях.
В 2014 году стоимость пятилитровой канистры этой «казахской спиртосодержащей жидкости» составляла 350 рублей.
В 2014 году прибыль с одной фуры «спиртосодержащей жидкости из Казахстана» для поставщика составляла 600-700 тыс. руб. Так как Казахстане «спиртосодержащую жидкость» в 2014 году продавали по 30 руб. за 0,5 л. Этот «казахский спиртосодержащий товар» поступал к местному нелегальному оптовику в России по 50-60 руб. в самых простых бутылках. В 2014 году часто во многих дворах России контрабандисты из Казахстана устраивали «торговлю прямо с колес».
В 2014 году причиной потока «спиртосодержащих жидкостей», хлынувшего из Казахстана в Россию, стал огромный ценовой разрыв для однородной продукции, выпускающейся в сопредельных странах. В 2014 году в Казахстане водка была в 6 раз дешевле, чем в России.
В 2014 году российские полицейские задерживали крупные партии нелегальной казахстанской спиртосодержащей продукции. А российские гражданские активисты в 2014 году организовывали митинги и манифестации против зеленого змия «мэйд ин Казахстан». Пикеты и акции протеста против контрабанды «пойла» из Казахстана проходили в Орске и Оренбургской области.
На КПП Орск в 2013 году было конфисковано 4779 литров алкоголя, из них казахстанской «спиртосодержащей жидкости» - 4692 литра. Анализ показывает, что в 2014 году «казахская спиртосодержащая продукция» в 60% случаев сбывалась с помощью «доставки алкоголя по звонку», а около 30% продаж производилось «из квартир». В 2014 году российские специалисты предлагали для улучшения ситуации увеличить размеры штрафов с «бутлегеров».
В 2014 году Министерство национальной экономики Казахстана ввело запрет на поставки некоторых видов водки и пива из России, так как российская продукция не соответствовала требованиям пищевой безопасности, потому что «российские» этикетки не содержали информацию на казахском языке.
2015 год
В 2015 году одни эксперты оценивают долю нелегальной «спиртосодержащей продукции» из Казахстана в приграничных регионах России примерно в 60%. Другие эксперты указывают, что порог «контрабандной спиртосодержащей продукции» из Казахстана на российском рынке достигает 65%. В сибирские регионы, а также в Оренбургскую и Новосибирскую области контрабандную «спиртосодержащую жидкость» завозят из Казахстана.
В 2015 году по России прокатилась волна отравлений контрабандной «спиртосодержащей жидкостью», которая распродается в интернете под видом многочисленных «размораживателей замков» на основе спирта, различных настоек медицинского назначения типа «Боярышник», "На бруньках", "Хлебный"; "Красного перца", "Медовый", "Кедровый", и пищевой добавки-ароматизатора "Наполеон".
В 2015 году 3 человека умерли от отравления контрафактной «спиртосодержащей продукцией» в Омской области, 5 человек умерли от отравления тем же в Новокузнецке, еще двое погибли от отравления «спиртосодержащей жидкостью» в Усть-Куте. В Красноярском крае двое узбекских рабочих погибли от отравления спиртосодержащей жидкостью. В 2015 году был вынесен приговор трем торговцам, из-за которых в поселке Красный великан Забайкальского края «спиртосодержащей жидкостью» отравились 16 человек. Большая часть отравлений была связана с употреблением спиртосодержащих жидкостей, не предназначенных для питья. 1 июня 2015 года в Благовещенске маленькому мальчику купили в ларьке воду для младенцев, но в проданной бутылочке оказалась контрабандная спиртосодержащая жидкость.
Июнь 2015 года
Начало лета 2015 года ознаменовалось появлением на прилавках магазинов России нового спиртосодержащего суррогата из Казахстана. В продажу поступила линейка казахских «пищевых ароматизаторов для хлебобулочной продукции»: «Кедровый», «Хлебный», «Наполеон» и др. Первыми пострадавшими регионами в России стали Иркутская область, Омская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Сибирский федеральный округ.
Пищевые ароматизаторы для хлебобулочной продукции
«Кедровый», «Хлебный», «Наполеон»
Формально пищевые ароматизаторы для хлебобулочной продукции «Кедровый», «Хлебный», «Наполеон» являются пищевыми добавками и алкогольной продукцией не являются, поэтому никаких ограничений на их ввоз из Казахстана в Россию не существует (см.фото).
Источник фото: «Комсомольская правда» от 26 июня 2015 года.
Цена
В Сибири цена этого «нового» казахского «спиртосодержащего продукта» составляет сегодня 120-140 рублей за бутылку (0,5 л).
В середине июня 2015 года казахские «пищевые ароматизаторы» массово появились в магазинах Ставропольского края, причем существенно дешевле – в среднем по 100 рублей за бутылку (0,5 л).
Кроме того, сегодня пищевые ароматизаторы «Кедровый», «Наполеон», «Хлебный» можно купить через интернет всего по 85 рублей за бутылку (0,5 л) (г.Ярославль).
Источник фото: «Комсомольская правда» от 26 июня 2015 года.
Состав
Согласно объявлению в сети «интернет», в г. Ярославле «Пищевая добавка-ароматизатор "Наполеон" (45%)», имеет объем 500 мл, стоит 85 руб./шт. В ее состав входит спирт люкс, вода, ароматизаторы «Коньяк 600», «Коньяк 532», «Апельсин 590», «Крем-сода 549». Она применяется для улучшения вкуса кондитерских изделий и имеет срок годности 2 года».
В Самаре в «деловой сети» пищевая добавка «Наполеон45» рекламируется как состоящая из спирта люкс, воды, ароматизаторов «Коньяк 600», «Коньяк 532», «Апельсин 590», «Крем-сода 549». Указывается,что «Наполеон45» заменяет коньяки, использующиеся при производстве кондитерских изделий. В разделе «Применение» значится, что данная пищевая добавка «Наполеон45» предназначена для улучшения вкуса кондитерских и хлебобулочных изделий, имеет срок годности 2 года.
Источник фото: Деловая сеть. Самара.
Согласно объявлению, размещенному в сети «Интернет» в г. Ярославле «Пищевая добавка-ароматизатор "Хлебный" (45%) разлита в бутылки по 500 мл, стоит 85 руб./шт. В ее состав входит спирт люкс, вода, солод ржаной. Она предназначена для улучшения вкуса кондитерских и хлебобулочных изделий. Ее срок годности указан 2 года.
Как следует из надписи на этикетке, все эти казахские «пищевые добавки» представляют собой смесь обычного этилового спирта, воды и ароматизаторов. Жидкость разливают в обычные бутылки емкостью 0.5 литра. Крепость такого «ароматизатора» - 45%.
Как следует из надписи на упаковке, пищевые ароматизаторы из Казахстана упакованы в ящики по 12 бутылок в каждом.
Источник фото: «Спирт-экспресс» от 7 июля 2015 года.
Источник фото: «Комсомольская правда» от 26 июня 2015 года. Источник фото: «Спирт-экспресс» от 7 июля 2015 года.
Эксперт-технолог ликероводочного завода, осмотрев бутылку «казахского ароматизатора «Кедровый» (на фото выше) сделал заключение, что производители экономили на всем: бутылка подобного типа стоит максимум 4 рубля, дешевая укупорка типа «винт», этикетка чуть ли не принтером напечатанная.
Источник фото: «Комсомольская правда» от 26 июня 2015 года.
Качество
Общественники Сибири бьют тревогу: «кахзахские ароматизаторы» продаются везде – в небольших розничных точках, на оптовых рынках и даже в супермаркетах, поскольку никаких ограничений типа лицензий или налогов на продажу подобной продукции сегодня не требуется. Тревожит гражданских активистов и вопрос безопасности казахских «ароматизаторов» – никакой проверки качества они не проходили.
Ограничения
Никаких ограничений ни по месту, ни по времени суток, ни по возрасту (обязанности предъявить паспорт) на продажу казахских «пищевых ароматизаторов» «Кедровый», «Наполеон», «Хлебный» в России на сегодняшний день не существует.
Источник фото: «Спирт-экспресс» от 7 июля 2015 года.
Место производства в Казахстане
Как следует из сопроводительных документов, местом производства «ароматизаторов» является Казахстан. В соответствии с ГОСТом на пищевые ароматизаторы (№ 32049-2013) на этикетке должна быть предупредительная "при случайном проглатывании следует вызвать рвоту, провести промывание желудка и обратиться за медицинской помощью». Однако этого на бутылке нет. На этикетках лишь успокаивающая надпись: «изделие добавляют в дозировке 40-50 мл на килограмм готового продукта». В продуктовых магазинах ароматизатор стоит в одном ряду с алкогольной продукцией.
В интернете опубликована Декларация соответствия Таможенного Союза на пищевые ароматизаторы «Кедровый» и «Хлебный». В качестве фактического адреса изготовителя указан следующий адрес в Казахстане: Казахстан, улица Култолеу би, 1, посёлок Алмалыбак, Карасайский район, Алматинская область.
Пищевые ароматизаторы «Кедровый» и «Хлебный» имеют код ТН ВЭД ТС - 2106 90.
В опубликованной декларации указано, что ароматизатор пищевой "Хлебный" (45%) и ароматизатор пищевой "Кедровый" (45%) соответствуют требованиям:
o ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки",
o ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств",
o ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств",
o ГОСТа Р 52177-2003 "Ароматизаторы пищевые. Общие технические условия".
В Декларации указано, что она принята на основании протоколов испытаний от 14.05.2014 №№ 3671, 3672, выданных Испытательной лабораторией Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Самарской области", регистрационный номер аттестата аккредитации РОСС RU.0001.21АЮ13 от 17.10.2011 до 18.12.2014. Выданная декларация действует до 2017 года (см.фото).
Филиалы Казахских производств в России
30 июня 2015 года сотрудники отдела организации применения административного законодательства УМВД России по Ульяновской области на ул. Октябрьской в Засвияжье обнаружили склады, в которых в большом количестве находились на хранении емкости со спиртом и настойками без лицензии и соответствующих документов, а также с признаками нелегального производства. Спиртосодержащая жидкость хранилась и реализовывалась под видом ароматизаторов и пищевых добавок производства республики Казахстан (с содержанием спирта 45%). В итоге изъято 32,5 тонны спиртосодержащей продукции, в том числе настоек, этилового спирта, пищевых добавок и ароматизаторов. Сотрудниками полиции установлен арендатор данных складских помещений – общество с ограниченной ответственностью, в отношении которого в настоящее время возбуждено административное расследование, назначены соответствующие экспертизы.
13 июля 2015 года другое издание сообщило о том, что вместе со складами и нелегальным производством ароматизаторов и пищевых добавок из республики Казахстан (с содержанием спирта 45%) в Ульяновской области обнаружена типография, где печатали этикетки для бутылок, а также хранили пустую тару и крышки, предположительно, для последующего розлива продукции и ее дальнейшей реализации. В итоге всего изъяли 32550 литров настоек, этилового спирта, пищевых добавок и ароматизаторов, также изъята полиграфическая продукция.
Источник фото: «Мозаика.ру» от 13 июля 2015 года.
Источник фото.
Спиртосодержащие жидкости (2015)
Изменения в закон должны вступить в силу с 1 июня 2015 года. Согласно поправкам, пороговое содержание этилового спирта в продуктах, подлежащих государственному учету производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, снижается с 1,5 до 0,5 процента. 23 марта 2015 года Минздрав России выставил на общественное обсуждение проект постановления правительства России «Об утверждении требований к объему тары, упаковке, комплектности отдельных лекарственных препаратов». В соответствии с ним, для ряда спиртосодержащих «жидкостей двойного назначения», которые формально не относятся к спиртным напиткам, может быть установлено ограничение по объему тары — 25, 50 и 100 миллилитров.
Технические регламенты
Техрегламенты Казахстана о пищевых добавках (2010)
Пищевые добавки должны соответствовать техрегламентам Казахстана. 21 мая 2010 года в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минпромторга России от 27 апреля 2010 г. № 329, который утверждает перечень продукции, в отношении которой обязательно подтверждение ее соответствия техническим регламентам Казахстана. Перечень утвержден во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 132. В перечень включены лакокрасочная продукция, бытовая химия, корма и кормовые добавки, пищевые добавки, хлебобулочные изделия, продукты детского и диетического питания и др.
Технический регламент ЕврАзЭС по применению пищевых добавок и ароматизаторов (2011)
С целью гармонизации российского законодательства в области применения пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств с новым европейским законодательством разработаны и внесены «Изменения и дополнения» в «Единые требования» Таможенного союза ЕврАзЭС и проект Технического регламента ЕврАзЭС, касающиеся применения пищевых добавок в ароматизаторах, ферментных препаратах, нутриентах и пищевых добавках, а также касающиеся регламентов применения подсластителя стевиолгликозида. Установленные новым европейским Регламентом (№ 1129/2011 от 11 ноября 2011 г.) требования по применению пищевых добавок по категориям пищевых продуктов использованы при разработке технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции. Европейская и Кодексная системы кодификации пищевых продуктов адаптированы с российским ассортиментом пищевых продуктов, и в этой области проведена большая совместная работа технологов пищевой промышленности и ученых, занимающихся проблемами применения пищевых добавок в производстве пищевых продуктов.
Техрегламент Таможенного Союза (2011)
Техническое регулирование рынка пищевых ингредиентов в Таможенном Союзе
Важнейшее политическое событие современности – создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – продиктовало необходимость срочной разработки на его территории нормативно-правовых документов в области технического регулирования для свободного оборота продовольственных товаров на основе единых принципов и правил.
Требования безопасности
Для индустрии пищевых ингредиентов документом, где отражены вопросы безопасности, стали «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» Таможенного союза, где глава 2, разделы 22 и 23 касаются требований безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств. Требования введены в октябре 2011 года и действуют по настоящий момент. Это временный документ, уже с 1 июля 2013 года решением Совета Евразийской Экономической Комиссии №58 от 20 июня 2012 года вводится Технический регламент Таможенного союза (029/2012) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Требования безопасности к ароматизаторам установлены в TP ТС «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (TP ТС 029/2012), принятом Решением Совета ЕЭК от 20 июля 2012 г. № 58 и вступившем в силу с 1 июля 2013 г..
В соответствии с ч. 1 ст. 9 TP ТС 029/2012, маркировка, в том числе пищевой продукции, содержащей ароматизаторы, должна содержать сведения, предусмотренные TP ТС 022/2011, с учетом следующих дополнительных требований:
для пищевой продукции, содержащей вкусоароматические препараты, маркировка должна содержать указание вида препарата (экстракт, настой, эфирное масло, масло смолы и др.) или слова «натуральный ароматизатор»;
для пищевой продукции, содержащей ароматизатор(ы), допускается не указывать вкусоароматические вещества и(или) вкусоароматические препараты, входящие в состав ароматизатора(ов).
Также следует отметить, что вещества, которые входят в состав ароматизаторов или пищевых добавок в качестве растворителей, носителей вкусоароматических веществ, не относятся к компонентам и не подлежат указанию в составе пищевой продукции (подп. 4 п. 8 ч. 4.4 ст. 4 TP ТС 022/2011).
Регламент ЕС № 1333/2008 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (2012)
В связи со вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию на базе «Казахстанского института стандартизации и сертификации» в 2013 году был создан Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам. Информационные центры открыты в 15 областях республики. Один из них функционирует в городе Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанский филиал РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации». В 2013 году вступили в силу 13 технических регламентов Таможенного Союза. В том числе Регламент ЕС № 1333/2008 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
№
№
|
Наименование ТР ТС
|
№ принятия решения и дата принятия
|
Дата вступления в силу
|
113.
|
«Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Регламент ЕС № 1333/2008.
|
№ 58 от 20 июля 2012 г.
|
1 июля 2013 г.
|
Государственная регистрация пищевых добавок (2014)
С 6 августа 2014 года отменена государственная регистрация пищевых добавок. В соответствии с принимаемыми 7 июля 2014 года Решениями Коллегии экономической Евразийской Комиссии с 6 августа 2014 года отменяется проведение гигиенической сертификации с выдачей свидетельства о государственной регистрации для всех видов продуктов и изделий обозначенных в техрегламенте ТС 029/2012 «Требования безопасности ароматизаторов, добавок пищевых и вспомогательных технологических средств». На основании принятого Решения ЕЭК № 101, были внесены изменения в Решение КТС № 299 от 28 мая 2010 года, и установились новые правила осуществления проверок пищевых добавок. Если ранее для их реализации требовалась гигиеническая сертификация с последующим получением свидетельства о государственной регистрации, то теперь необходимо проводить проверку только на основе техрегламента Таможенного союза.
Применение техрегламентов по пищевой продукции (2015)
«Согласно соответствующим решениям Комиссии ТС завершается действие переходного периода 15 февраля 2015 года по вступлению в силу следующих технических регламентов ТС (ЕАЭС): «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию», «О безопасности зерна», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания».
5 февраля 2015 года завершается действие документов об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) или законодательством государства ТС и ЕЭП, выданных или принятых в отношении пищевой продукции до 1 июля 2013 года.
До 15 февраля 2015 года года допускается производство и выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства – члена ТС, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу указанных технических регламентов ТС (до 1 июля 2013 года).
Пищевая продукция, выпущенная в обращение до 15 февраля 2015 года, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, выданных или принятых в соответствии с национальным законодательством до 1 июля 2013 года, обращается на территории того государства – члена ТС и ЕЭП, в соответствии с законодательством которого выдан или принят документ о соответствии в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства ТС и ЕЭП.
Замечания Роспотребнадзора к ТехрегламентуТаможенного Союза о «пищевых добавках» (2014)
Журнал “Пищевые ингредиенты” (№1, 2014 г.) опубликовал предложения Роспотребнадзора по совершенствованию требований безопасности к пищевым добавкам и ароматизаторам. Орган государственного контроля (надзора) за соблюдением требований регламента в Российской Федерации при участии Института питания РАМН подготовил предложения по внесению изменений и дополнений в регламент.
Уточнений требует ряд ключевых определений – «Пищевая добавка», «Пищевой ароматизатор», «Технологическое вспомогательное средство», переписанных из технического регламента «О безопасности пищевой продукции». Статья «Требования безопасности к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам, а также их применение при производстве пищевой продукции» должна претерпеть определенные изменения. Появились новые научные исследования и внесены изменения в законодательство Комиссии Кодекс Алиментариус, Европейского Союза, которые необходимо учесть в законодательстве Таможенного союза. Изменения коснулись перечней разрешенных пищевых добавок (Приложение №2), Приложения № 12 «Гигиенические нормативы применения носителей», Приложения № 19 «Перечень вкусоароматических химических веществ, разрешенных для применения при производстве пищевых ароматизаторов», Приложения № 28 «Требования безопасности и критерии чистоты пищевых добавок».
Наименования пищевой продукции в приложениях, регламентирующих гигиенические нормативы применения добавок, должны быть приведены в соответствие с определениями, приведенными в технических регламентах на отдельные виды пищевой продукции. Требуется существенно расширить перечень разрешенных ферментных препаратов, уточнить ряд нормативов по пищевым добавкам в пищевых продуктах, устранить ошибки технического характера. Полной переработки требует ст. 9 «Требования к маркировке пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств», так как она касается не только маркировки ингредиентов, но и продукции с их применением. Размытые формулировки в существующей на настоящий момент редакции статьи порождают много домыслов и противоречий.
Остается не до конца ясным вопрос об оценке (подтверждении) соответствия пищевых добавок, ароматизаторови технологических вспомогательных средств. Как известно, до 15 февраля 2015 г. в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза №880 от 9 декабря 2011 г. оценка (подтверждение) соответствия рассматриваемой продукции будет осуществляться в форме государственной регистрации в соответствии со статьей 24 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». С 15 февраля 2015 г. оценка соответствия будет проводиться в форме декларирования.Тем самым переходный период для документов по оценке соответствия отсутствует.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции процессы производства должны осуществляться с использованием системы «Анализ рисков и критические контрольные точки» (Hazard Analysis and Critical Control Points, HACCP) и соблюдением ряда процедур по подбору технологических процессов и операций; определению подконтрольных этапов технологического процесса; обеспечению мониторинга информации; соблюдению требований хранения и перевозки продукции, а также санитарии и гигиены помещений, оборудования, персонала; ведению документации; прослеживаемости продукции. Организация обеспечения безопасности в процессе производства осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с у частием третьей стороны.
Позиция бизнес-сообщества
Бизнес-сообществом в лице Союза участников потребительского рынка указывает, что назрела необходимость в разработке методических рекомендаций, ГОСТа или серии ГОСТов по порядку разработки системы контроля на предприятиях, производящих пищевые добавки, ароматизаторы, технологические вспомогательные средства. Бизнес-сообщество подготовило изменения к ряду технических регламентов:
– «О безопасности пищевой продукции»;
– «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
– «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»;
– «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции».
Дирекция СППИ взяла на себя обязательства по подготовке общего свода по всем замечаниям бизнес-сообщества, касающимся технического регламента «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Работа продолжается.
Предложения российского бизнеса по совершенствованию регламента в совокупности с новациями законодательства Евросоюза и Кодекса Алиментариус потребуют значительной переработки технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».